читать дальшеОтвлечемся от асов и посмотрим на их противников.
Кто такие йотуны, потомком которых является Локи?
Некоторые исследователи считают их силами природы, которыз обуздывают культурные герои. Доля истины в этом есть, но только доля.
Во первых изначальными силами природы йотуны не являются, а как и асы – они их потомки. Первоначальные великаны погибли при потопе в крови Имира. Спаслись лишь их потомки.
Владения йотуов находятся за пределами управляемого асами мира, там где нет корней Иггдразиля.
Йотунов можно разделить на два типа – живущие семьями на лоне дикой природы и жители Утгарда. Если первых асы обманывают, сражаются с ними, вступают в брачные союзы, получают от них сокровища и артефакты, то обитателям Утгарда асы проиграли, причем на своем поле – в сфере интеллекта, коварства и хитрости. При этом встретиться с обитателями Утгарда они смогли всего один раз, а потом не нашли его.
Можно предположить что в германской мифологии, йотуны как и в случае с Ванами, изображают не только силы природы, но и другие народы. Вернее сказать, что на разных уровнях истолкования йотуны могут выступать либо как иноплеменники, либо как представители внешних сил с которыми взаимодействуют управляющие вселенной божества.
С каким народом или цивилизацией можно соотнести Утгард? С той цивилизацией, с которой древние германцы соседствовали, воевали и которую казалось бы победили. С древним Римом.
Удивительно, но факт - взаимодействие древних германцев и римлян не отражено в древнегерманских легендах. Аттила в Младшей и Старшей Эддах присутствует, он практически свой персонаж и ничем от собственно германских персонажей не отличается, Сигурда называют гуннским конунгом, Снорри Стурлусону известна даже Троянская Война, а Один назван уроженцем Трои, но о Риме –тишина! А ведь хотя бы из Арминия можно было сделать великого героя саг.
Поэтому можно предположить что информация о столкновениях с Римом в древнегерманской мифологии отражено, но в зашифрованном иносказательном виде. Тем более что древние германцы любили тайны, умолчания и иносказания.
Как найти это зашифрованное упоминание о контактах с Римом? По тем признакам, которой отличаются встречи представителей «варварской» культуры с цивилизацией (в описании «варварской» стороны):
Мы могучие воины, но враги одолели нас хитростью и коварством, мы были сильнее но наша сила оказалась бессильной перед хитростью и коварством, а умнейшие и хитрейшие из нас оказались бессильны перед умом и коварством врага.
И такой эпизод имеется. Это путешествие Тора и Локи в Утгард, с которого мы начали.
rudocs.exdat.com/docs/index-140746.html?page=12 (далее по ссылке до страницы 14). Эпизод вполне соответствует описанию столкновения варваров и цивилизации – «варвары» будучи физически сильнее проигрывают интеллекту и коварству. Нам же этот эпизод интересен в том числе и потому тем, что великана, противостоящего асам так же зовут Локи (или Логи, что на скандинавском языке звучит не так как Локи).
Как расшифровывается Утгард ? На древнегерманском Útgarðar - означает «внешний, иной, чужой город, укрепленное огороженное место»: Ут – внешний, иной, чужой; garðar - 1. «ограда, забор, укрепление», 2) «двор, огороженное пространство», 3) «двор, «город» «крепость, укрепление». Другое толкование – «пространство за оградой» www.textfighter.org/raznoe/History/Matv/rimskoi...
Параллель с Римом здесь прямая – сам Рим сильно укрепленный город, у римлян много крепостей, территория Римской Империи окружена системой укреплений – лимесом. Германцы могли между собой называть территорию римской империи чужой, огражденной землей, а Рим – чужим, внешним огражденным городом.
Если эта гипотеза верна, то почему же Рисская Империя в германских легендах нигде более не упоминается, а упоминается только в виде завуалированной легенды? Дело может быть в следующем – в тот момент, когда германские сказания записывались, германская культура уже гибла, побеждаемая римско – христианской. Несмотря на то, что Рим пал под ударами германцев, германцы принимали крещение и римскую культуру, а старая культура отступала и в конце концов стало ясно, что она гибнет. И тогда в завуалированной форме был описан результат контакта двух культур.
С мистической же точки зрения можно предположить, что Утгард – это анти Асгард, его противоположенность, средоточие сил, чуждых и враждебных Асгарду и всему миропорядку, основанному на силе корней Иггдразиля.
В процессе контакта с обитателями Утгарда Тор и его спутники оказываются в нелепых ситуациях и терпят поражение за поражением, а конце правитель Утгарда – объясняет Тору как и когда и каким способом он был одурачен, хвалит могущество Тора и говорит, что больше Тор в город великанов не войдет. Когда Тор замахивается на него молотом великан и его город исчезают. Более в этот город Асы действительно не входили. Важный и существенный момент – хитрейший из асов – Локи так же одурачен и проиграл свое состязание, как и Тор.
Как было сказано ранее, в каждом мифе, сказке или легенде в большинстве случаев имеются несколько слоев – собственно повествование со своим сюжетом, завязкой, кульминацией и эпилогом, морально – нравоучительная, показывающая образцы поведения и их последствия, сакрально -магическая, в которой миф или сказание расшифровывается при помощи определенных символов и их толкований.
Объединение всех этих слоев в одной истории необходимо для того что бы в небольшом объеме информации, доступном всему обществу записать информацию для разных слоев этого общества – начиная от детей, заканчивая жрецами – хранителями мудрости. Этим достигается и цель – общество находится в едином информационном поле.
Поэтому история о походе Тора и Локи в Утгард, содержит как описание обмана, которому они подверглись, так и описание поединков в которых проявились качества богов и уязвимость богов.
И вот эти моменты для нашего исследования крайне важны.
Начнем с соревнования Локи.
И говорит тот, кто стоял позади всех, а был то Локи: «Есть у меня искусство, которое я берусь показать: никто здесь не съест своей доли скорее меня». Тогда отвечает Утгарда-Локи: «И впрямь искусство это, если только выйдет по-твоему. Надо испробовать это искусство». И он подозвал одного человека по имени Логи, сидевшего всех ниже, и велел ему выйти вперед и намеряться с Локи силой. Тут принесли корыто и, наполнив его мясом, поставили на пол. Локи уселся с одного конца, а Логи – с другого, и принялись они есть кто скорее, и встретились посреди корыта. Локи обглодал дочиста все кости, а Логи съел мясо, да вместе с костями, а с ним и корыто. И всякому стало видно, что Локи игру проиграл.
В дальнейшем выясняется, что Логи это огонь.
Теперь проанализируем этот короткий текст. Вот два момента, на которые следует обратить внимание.
1. Локи говорит: никто не съест своей доли скорее меня.
2. Локи съел мясо до костей.
Оба эти отрывка непосредственно связаны со временем: Локи похваляется съесть скорее чем кто либо, а кости именно та часть организма, которая не поддается времени. Со временем от тела остается только скелет, но уж он может сохраняться миллионы лет.
Этот эпизод показывает, что уничтожает вещи не столько само время, сколько внешние факторы и внутренние изменения, произошедшие в течении этого времени с предметом. Поэтому огонь – непосредственный поражающий фактор уничтожил мясо и стол эффективнее, чем Локи.
Почему проиграл сам Локи? Почему не разгадал хитростей и природу противостоящих сил? Вероятнее потому что они находились в месте с другими физическими законами. (В дргугих сагах сцене поимки асами Локи будет напрямую сказно, что Локи боялся уплыть в океан, так как за пределами мира мог погибнуть.) Это говорит о том, что за пределами мира, управляемого корнями Иггдразился Локи как минимум становится слабее.
Затем мальчик Тьяллави соревнуется с Хуги в беги и проигрывает (потом оказывается, что Хуги это мысль).
И наконец настает очередь Тора.
Тогда Утгарда-Локи спрашивает у Тора, что за искусство он им покажет: ведь столько рассказывают о его подвигах. И Тор сказал, что всего охотнее он бы померялся с кем-нибудь силами в питье. Утгарда-Локи говорит, что это устроить нетрудно. Идет он в палату, позвав своего стольника, велит подать штрафной рог, из которого обычно пьют его люди. И тотчас появляется стольник с тем рогом и подает его Тору. А Утгарда-Локи говорит: «Считается, что тот горазд пить из этого рога, кто осушит его с одного глотка. Другим на то надобно два глотка, и не найдется такого, у кого не достало бы силы опорожнить его с третьего разу». Тор глядит на рог и находит, что он невелик, хоть и длинен изрядно. А жажда у него немалая. Принимается он пить и, сделав громадный глоток, думает, что в другой раз ему уж не придется склоняться над рогом. Когда ж перехватило у него дыхание и он отвалился от рога и смотрит, как идет дело, видит он, что воды против прежнего почти не убавилось.
Тогда Утгарда-Локи сказал: «Выпил ты недурно, да только не слишком много. Скажи мне кто-нибудь, что Аса-Тору больше не осилить, я бы не поверил. Но, знаю, ты, верно, хочешь допить все со второго глотка». Тор не отвечает, приставляет рог ко рту, и, думая, что уж теперь-то он выпьет побольше, тянет воду, сколько хватает дыханья, но видит, что конец рога все не подымается, как бы ему хотелось. И отняв рог ото рта, смотрит он, и кажется ему, что убыло воды еще меньше, чем в прошлый раз: лишь настолько, чтобы держать не расплескивая.
Тут сказал Утгарда-Локи: «Что ж это, Тор? Уж не оставил ли ты на третий раз больше, чем тебе по силам? Думается мне, если ты осушишь рог с третьего глотка, это будет такой глоток, что больше нельзя и помыслить. Только не прослыть тебе у нас за столь большого человека, каким считают тебя асы, если в другой игре ты отличишься не лучше, чем, похоже, в этой». Тут разъярился Тор и, приставив рог ко рту, собирает все силы и делает предлинный глоток. А заглянув в рог, видит: и впрямь заметна кое-какая разница, но он бросил рог и не пожелал больше пить.
Тогда Утгарда-Локи сказал: «Теперь ясно, что мощь твоя не столь велика, как мы думали. Не хочешь ли испытать себя в других играх? Ведь теперь видно, что здесь тебе нет удачи». Тор отвечает: «Можно попробовать и другую игру. Но дома, среди асов, показалось бы мне странным, если бы такие глотки назвали там маленькими. Так что же за игру вы мне предложите?».
Тогда промолвил Утгарда-Локи: «Молодые парнишки забавляются здесь тем, что покажется делом пустячным: они поднимают с земли мою кошку. Я бы не стал и говорить об этом с Аса-Тором, если бы не увидел, что ты далеко не так могуч, как я думал». И в тот же миг выскочила на пол серая кошка, и не маленькая. Тор подошел к ней и, подхватив посреди брюха, стал поднимать. Но чем выше он поднимал кошку, тем больше выгибалась она в дугу. И когда он поднял ее так высоко, как только мог, она оторвала от земли одну лапу. И больше у Тора так ничего и не вышло.
Тогда Утгарда-Локи промолвил: «Игра обернулась, как я и ждал: кошка ведь большая, а Тор совсем мал ростом против великанов, что у нас обитают!». Тогда сказал Тор: «Хоть я, по вашим словам, и мал, но пусть кто только попробует подойти и со мною схватиться. Я теперь крепко рассержен!». Тогда Утгарда-Локи окинул взглядом скамьи и молвил в ответ: «Никого я тут не вижу, кто посчитал бы стоящим делом с тобою схватиться». И еще добавил: «Впрочем, пусть кликнут сюда Элли,[152] старуху, что меня воспитала, и пускай Тор схватится с нею, если пожелает. Случалось ей одолевать людей, которые казались мне не слабее Тора».
И тут же в палату вошла старуха. Тогда приказал ей Удгарда-Локи схватиться с Тором. Сказано – сделано. И началась борьба, да такая, что чем больше силился Тор повалить старуху, тем крепче она стояла. Тут стала наступать старуха, и Тор еле удержался на ногах. Жестокою была схватка, да недолгою: упал Тор на одно колено. Тогда подошел Утгарда-Локи и велел им кончать борьбу, да сказал еще, что Тору теперь нет нужды вызывать на бой других его людей. А время близилось к ночи, Утгарда-Локи указал места Тору и его сотоварищам, и провели они ночь в полном довольстве.
Небольшое отступление – Тор, связанный с Юпитером олицетворяет судьбу и знание. В астрологии он отвечает и за расширение, выход из освоенного пространства.
Первый поединок показал что даже такому могущественному божеству как Тор не под силу полностью познать бесконечное, символом чего является Океан. И все же ему удалось сделать так, что океан обмелел.
Второй поединок на самом деле был встречей с сыном аса Локи – Мировым Змеем. И Тор путем крайнего напряжения почти сумел победить. Знание и судьба могут расширить любые ограничения.
Третья встреча – встреча с силой времени, воплощенной в старости. Имя этого воплощения – Элли очень напоминает Хель, дочь Локи. Если Мировой Змей оказался в палатах великана, то и Хель тоже могла. Старость может плохо повлиять на судьбу и знания, может поставить их на одно колено, но не положить на лопатки.
С точки зрения борьбы мировых сил или космических энергий это состязание является репетицией Рагнарека. И мы видим, что время, показанное в лице старости, наличие ограничений пространства в лице Мирового Змея очень значимые факторы и достойные противники для асов. Кроме того это крайне важные для мироздания сферы деятельности. Поэтому один из асов может быть богом времени и границ.
Продолжение следует…