Лорд Дамиан


С джедаями и ситхами скажем так что то не так, потому что слишком много людей отказывается считать джедаев добром а ситхов злом. И дело не в том, что все несогласные считать ситхов злом любят власть и жестокость. Кто то наверняка да, но не все. Сама информация о джедаях и их поступки наталкивают на такой вывод. Примеров можно привести много. Ограничусь главным - фраза «правда с определенной точки зрения» говорит о джедаях практически все.
Но наверняка есть причины по которым и джедаи и ситхи изображены в каноне ЗВ именно так как они изображены. Поимимо собственно авторского замысла должно быть что то еще. И это могут быть представления автора о таких философских категориях как добро – зло и свет – тьма. В большинстве случаев эти философские категории в художественных произведениях превращаются в борьбу Бобра с Козлом. Мода последних десятилетий - назначать свет Козлом а тьму Бобром. Получается по разному в зависимости от таланта автора.

Однако есть возможность отойти от этой четырехчленной схемы и посмотреть на джедаев и ситхов с другой стороны.
В индийской философии есть понятия тамас – тьма, саттва- свет и раджас. Причем Бобра и Козла напрямую не наблюдается. Самое забавное что, Лукас использовал и использовал различные индийские понятия весьма значительно. Например слова йода, ситх, падме это слова санскрита. Вокальная партия дуэли судеб звучит на санскрите. Музыкальная Тема похорон Падме – тоже санскрит.
Насколько глубоко Лукас заимствовал индийские источники, видно из сопоставления следующих отрывков:
Первый
«Вначале ты должен получить власть над собой, затем над другим, затем над группой, общественным строем, планетой, расой, группой рас и, наконец, над всей Галактикой».
— Дарт Плэгас

Второй
Цари и политики воображают: «Сначала я одолею чувства и ум; затем подчиню моих главных министров, советников, подданных, друзей и родственников, а также богатых владельцев слонов и так избавлюсь от терний препятствий на моём пути к покорению всей земли». Охваченные великими ожиданиями, такие правители не замечают притаившуюся рядом смерть.

Шримад Бхагаватам глава 12 часть 3.

И размышления и судьба Дарта Плэгаса явно имеют источником эту цитату.


Есть понятие, которое очень похоже на Великую Силу (но не проявляется так явно). Это Гуны. их три саттва, тамас и раджас.
В Ведах говорится, что за внешними процессами творения, развития и уничтожения стоят тонкие силы, которые пронизывают весь физический мир. Это и есть Гуны.
В википедии есть краткие описания саттвы, раджаса и тамаса.
ru.wikipedia.org/wiki/Саттва
ru.wikipedia.org/wiki/Раджас
ru.wikipedia.org/wiki/Тамас

Более кратко это выражено на одном из порталов по йоге. enjoyoga.ru/ayurveda/thri-guny/

В общем смысле, Саттва-гуна – умиротворение, духовность, просветление, спокойствие, невозмутимость.
Раджас-гуна – беспокойность, возбуждение, любое материальное начинание, динамика, сражение, борьба.
Тамас-гуна - деградация, разрушение, лень, апатия, депрессия, беспомощность, ошибочное восприятие.

МЕНТАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Саттвический ум – Миролюбивый, правдивый, чувствующий, ясный, восприимчивый.
Раджастический ум – Неутомимый, возбужденный, уверенный, логичный.
Тамасический ум – Невежественный, скучный, нечестный, упрямый.
ДУХОВНЫЙ УРОВЕНЬ
Саттвическая душа – Возвышенная, милосердная, любящая, просветленная.
Раджастическая душа – Эгоистичная, страстная, амбициозная, властная.
Тамасическая душа – Неосознанная, вредная, лживая, криминальная, извращенная.


Собственно джедаи как они должны быть в идеале списаны с определения саттвических личностей.
Саттвические личности
Индивида, находящегося под влиянием саттва-гуны, можно узнать по его поведению и образу жизни. Действия индивида, находящегося под влиянием саттва-гуны, направлены на благо мира. Он постоянно занят благоприятной деятельностью, и живёт просто и целомудренно. Он мало ест, он решителен и правдив. Он никогда не использует нецензурную лексику и никого не оскорбляет. Он не чувствует зависти или ревности и свободен от алчности и эгоизма. Он никого не обманывает и не сбивает с толку. Он не допускает никакой скверны даже в своих мыслях. Он обладает хорошей памятью и способностью сосредотачиваться. Его основной интерес заключается в увеличении своих духовных знаний, он проводит большую часть своего времени в медитации и поклонении Богу. В особых случаях он совершает различные аскезы и длительную медитацию. Саттвического индивида можно также узнать по тому, что его деятельность на умственном уровне, на физическом уровне и его речь не противоречат друг другу и находятся в гармонии.
Когда преобладает саттва, человек наделен проницательностью, чистым разумом и чистым рассудочным познанием.
Его сознание отворачивается от чувственных наслаждений. В океане его сознания катятся волны возвышенных, божественных мыслей.
Когда доминирует саттва, появляется ясновидение и глубокое проникновение в сущность явлений. Дверь интуиции широко распахивается.


Посмотрим на раджас.

Раджас - это страсть и деятельность.
Раджас порождает смятение и неугомонность.
Раджас - это источник неукротимых желаний и привязанности. Он опутывает привязанностью к деятельной жизни.
Раджасический человек жаждет власти, богатства, престижа, положения, репутации и славы.
Раджасический человек постоянно в движении. Он амбициозен. Он всегда деятелен. Он словоохотлив.
Он полон стремлений и желаний. Он привязан к действию. Он гонится за чувственными удовольствиями.
Его желания неугасимы, как пламя. Он никогда не бывает удовлетворен. Он всегда ненасытен и неудержим.
Его рассудок затуманен. Он лишен дара проницательности.
Его пьянит богатство. У него извращенный интеллект.
Его цель - деньги и чувственные наслаждения.
Страдание он принимает за счастье; боль кажется ему удовольствием; горе он воспринимает как радость.
www.xliby.ru/samosovershenstvovanie/chetyrnadca...

Ситхи очень близко подходят к описанию раджастических личностей, но есть и несовпадения – к деньгам они не привязаны, чувственные наслаждения где то на втором плане, и они проявляют проницательность (которая правда отказывает им в решающие моменты в угоду сюжету).


А теперь тамас

Тамас - это инертность и тьма.
Тамас рождается из неведения. Тамас опутывает человека леностью, беззаботностью, бездеятельностью, медлительностью и сонливостью.
Тамасический человек лишен способности разбираться, понимать и оценивать. Он совершает глупые поступки.
В своих действиях он не руководствуется здравым смыслом.
Некоторые принимают тамас за саттву.
Дополнение
Если Саттва считает в основном положительным явлением, то раджас и тамас не считаются злом.
Так же очень важно понять, что невозможно движение от Тамаса сразу к Саттве. Ступень Раджаса должна быть пройдена и хорошо проработана. В активной деятельности, созидательном труде укрепляется тело, мышцы, внутренние органы, укрепляется воля, появляется правильное отношение к обществу и своему месту в нём, формируются такие качества, как настойчивость и целеустремлённость. Без всех этих качеств невозможно успешное движение к Саттве и более того, такое движение чревато психическими и ментальными расстройствами.
yogakmv.ru/2014/09/13/гуны-практические-аспекты...

Чего хотели джедаи и ситхи? Это выражено в их кодексах.
Кодекс джедаев
There is no emotion: there is peace.Нет эмоций - есть покой.

There is no ignorance: there is knowledge.Нет неведенья - есть знание.

There is no passion: there is serenity.Нет страстей - есть ясность мыслей.

There is no chaos: there is harmony.Нет хаоса - есть гармония.

There is no death: there is Great ForceНет смерти - есть Великая Сила.

Кодекс ситхов

Peace is a lie, there is only passion.Покой — это ложь, есть только страсть.
Through passion, I gain strength.Со страстью я получаю силу.
Through strength, I gain power.С силой я получаю мощь.
Through power, I gain victory.С мощью я получаю победу.
Through victory, my chains are broken.С победой мои оковы рвутся.
The Force shall free me.Сила освободит меня.

Кодекс ситхов как ни странно глубже и идет дальше, последняя строчка говорит о свободе.

Посмотрим на джедаев и ситхов с точки зрения саттвы, тамас и раджаса. С ситхами все более или менее понятно – деятельность, властолюбие, то есть раджас. Стремление освободиться в последних строках кодекса можно толковать по разному, но это признак именно раджаса, не признающего никаких ограничений. Иногда у ситхов вклинивается тамас – когда сознание затуманивается и ситх начинает больше верить своему мнению чем окружающему миру. Тогда наступает эпик фейл.

А вот с джедаями интереснее. Внешне чистая саттва.
А вот если копнуть глубже начинаются проблемы.
Во первых чистотой сознания и интуицией джедаи обладают далеко не в полной мере. Потому что джедаи неоднократно оказывались не готовы и гибли практически полностью. То восстанет непобедимое зло и всех вынесет, то ситх спрячется под личиной канцлера, то под боком обнаружится могущественная ситхская империя, то в организации раскол а интуиция и предвидение силы не срабатывают. Про то как «правда с определенной точки зрения» сочетается с правдивостью саттвичной личности я молчу. В общем с саттвической чистотой сознания не срастается.
У джедаев отсутствует развитие. Вернее развитие появляется после того как они получат пинка, будут почти полностью выпилены, а потом чудом появившийся великий герой одолеет непобедимых ситхов. Затем опять застой до следующих звездюлей. Дадим слово магистру Йоде «Те джедаи, учил я которых, чтобы стали такими, как те, кто учили меня много столетий назад… но в другое время жили те. Изменилась Галактика. Не изменился Орден. Потому что измениться не позволил я.» Фактически джедаи отказываются от дальнейшего развития способностей и исследования новых аспектов силы.

Джедаи инертны. Джедаи несамостоятельны. Они обслуживают политические нужды Республики не замечая коррупции и того что они фактически служат коррупционерам. Они слепо верят в то что Республика является благом, не замечая во что она превращается. То есть отсутствует способность к различению.

Если посмотреть кодекс джедаев видно что он оборонительный и написан от противного. Сперва идет отрицаемый антитезис а затем тезис. Это пассивность так как именно внешнее и враждебное порождает ответ. Кодекс джедаев – пассивное противостояние.

Кодекс ситхов совсем иной – он хотя и начинается с противопостовления, но в дальнейшем имеет самостоятельную логику. И там где у джедаев говорится что смерти нет, так как есть Сила у ситхов идет свобода.
Таким образом у джедаев наблюдаются некоторые внешние признаки саттвы. Но если идти глубже то джедаи это тамас. И тут на помощь приходит утверждение, что некоторые принимают тамас за саттву. Получается что с точки зрения индийской философии Орден Джедаев это не саттва а тамас.

Собственно говоря к джедаям из первой трилогии подходит следующее высказывание: «Живущие посреди неведения и считающие себя умными и просветленными, неразумные кружат вновь и вновь, следуя неверными путями»

Ситхи же оказываются на более высоком уровне энергии – раджасе. При этом ситхи почти всегда заканчивают инфернальным свиноебством. То есть ставится знак равенства между раджасом и инфернальным свиноебством (Индусы считают раджас нейтральным так как это наклонность человека действовать и энергия для этого действия, которая определяет его характер как деятельный, нетерпеливый и властолюбивый). Почему Лукас выбрал именно такую позицию остается загадкой.

Тогда получается что в соотвествии с представлениями индусов ситхи верно выбирали раджас, так как только с помощью него можно преодолеть тамас но они не знали важного момента: «Контролируйте тамас с помощью раджаса. Контролируйте раджас с помощью саттвы. Контролируйте саттву с помощью самой саттвы». Саттва образует пару с раджасом. Тамас образует пару с раджасом. Лишь саттва не может непосредственно соединиться с тамасом, потому что раджас необходим для обращения саттвы в тамас , а тамаса в саттву. Тамас не может приблизиться к саттве без раджаса , но и саттва не может приблизиться к тамасу без помощи раджаса. Таким образом, раджас – это посредник, так как без его помощи ни саттва, ни тамас не могут действовать – ведь раджас является самой деятельностью. Поэтому что они считали что инертность джедаев это и есть истинная светлая сторона.

Слова Йоды «Смерть — это жизни естественная часть. Радуйся за близких твоих, которые в Силу преобразовались. Не оплакивай их и о них не горюй. Ведь к ревности приводит привязанность, а ревность — ведь это алчности тень.» Показывают что близких у него никогда не было. И убедить того кто боится за своих близких они могут только с помощью майндтрика))

И с этой точки зрения Палпатин говорит чистую правду, говоря о том чего Энакину не хватало в ордене джедаев: Жизни, исполненной смысла... осознанной!

И тоже самое говорил и сам Энакин: Что-то происходит. Я не тот джедай, которым должен быть. Я хочу большего... хоть знаю, что нельзя.

А почему нельзя? Потому что джедаи должны быть копией тех кто был в древности. Излишне самостоятельных падаванов не учили, а отправляли в сельхозкорпус. То есть детей отнимали у родителей а потом просто делали из них крестьян. Это что угодно только не доброта.

Таким образом ситхи – это вынужденное зло, то есть тот раджас который поднимается для уничтожения тамаса, но именно зло, так как не приводит к саттве, не приводит к скажем так более высоким энергиям.

А джедаи – зло, потому что находятся в иллюзии собственной праведности, лишены способности к различению, и считая что творят добрые дела на самом деле делают зло: отнимают детей у родителей, способствуют коррупции, не борятся с рабством, препятствуют развитию. Единственный плюс - они не творят лишнего зла. И когда они достигают определенного уровня тамаса, приходит раждас в лице ситхов, как защитная реакция.

«Нет невежества — есть знание.
Нет страха — есть могущество.
Я — сердце Силы.
Я — путеводный огонь света.
Я — таинство тьмы.
В равновесии с хаосом и гармонией,
бессмертный в Силе.»
Саттва в ряде случаев понимается как равновесие между тамасом и раджасом. У избранного есть роль - восстановить равновесие силы.
В расширенной вселенной, которую уничтожил Дисней существовал Орден Дже дайи
Они исповедовали равновесие силы. Кодекс этого ордена весьма интересен:

«Нет невежества — есть знание.
Нет страха — есть могущество.
Я — сердце Силы.
Я — путеводный огонь света.
Я — таинство тьмы.
В равновесии с хаосом и гармонией,
бессмертный в Силе.»

Но потом руководство этого ордена ограничилось только Светом, несогласных перебили, знания о равновесии запретили, орден стал орденом Джедаев. А потом от этого «светлого» ордена начали откалываться несогласные, их раз за разом побеждали, но вновь и вновь появлялись искатели неведомого и запретного. Так в итоге и появились ситхи.

Мне лично орден дже дайи и его кодекс нравиятся гораздо больше чем кодексы джедаев и ситхов.
Что же будет истинным добром в рамках системы раджас – тамас – саттва? Это равновесие между светом и тьмой плюс наличие любви. Что бы не впасть в тамас необходим раджас, то есть активная деятельность и расширение своих возможностей и знаний, что бы деятельность не превратилась в разрушение и властобие, нужна любовь. То есть идеальный форсьюзер это любящий, добрый, но при этом деятельный и развивающий свой потенциал. Он не дает себе успокоится в созерцании собственного совершенства. Он видит и понимает и свет и тьму. Было бы интересно посмотреть на персонажа ЗВ или целый орден форсьюзеров который эволюционирует по этой схеме.

В итоге мы выяснили, что с помощью схемы раждас тамас саттва джедаев и ситхов можно анализировать, результаты анализа выходят за рамки схемы свет – тьма, добро -зло. На основе этой схемы можно строить новые теории взаимодействия джедаев и ситхов, не сводя их только к добру и злу.